Раздаточная коробка: принцип работы и виды

Раздаточная коробка: что это, как работает Раздаточная коробка (раздатка) – важный компонент полноприводного автомобиля. Она играет ключевую роль при движении в сложных условиях и значительно улучшает управляемость автомобиля.

Содержание статьи

  1. Для чего нужна раздаточная коробка в авто
  2. Типы раздаточных коробок
  3. Принцип работы раздатки
  4. Режимы работы раздаточной коробки

Раздаточная коробка (раздатка) – это ключевой элемент полноприводного автомобиля, который распределяет крутящий момент на все колеса, превращая машину в полноприводное средство передвижения. Она играет значительную роль при движении в труднопроходимых условиях и в целом улучшает управление автомобилем.

Для чего нужна раздаточная коробка в авто

Раздатка установлена в большинстве полноприводных автомобилей. Она передает крутящий момент на все четыре колеса и позволяет регулировать мощность на каждой оси. Функции раздатки включают:

  • Обеспечение стабильного движения на малых скоростях и высокой мощности двигателя;
  • Улучшение тяговых характеристик с дополнительной коробкой передач;
  • Увеличение крутящего момента при подъеме или преодолении тяжелых участков дороги.

Типы раздаточных коробок

Существует четыре основных вида раздаточных коробок:

  • Ручные;
  • Постоянные (неотключаемые);
  • Автоматические;
  • Полуавтоматические.

Ручные раздатки требуют управления рычагом, который находится рядом с коробкой передач, и они довольно сложны в эксплуатации.

Постоянные раздатки характеризуются высокой степенью износа, но они просты в использовании и всегда активны. Их устанавливают на автомобили, предназначенные для высокоскоростной езды.

Автоматические раздатки контролируются электронной системой и обеспечивают идеальную управляемость на любом дорожном покрытии, но могут быть подвержены сбоям из-за влажности.

Полуавтоматические раздатки управляются с помощью поворотного переключателя на приборной панели. Их преимущество – простота управления, но они отвлекают водителя от дороги.

Принцип работы раздатки

Принцип работы раздаточной коробки

Раздаточная коробка обычно расположена сразу за коробкой передач. Существуют различные типы раздаток, но принцип их работы схож:

  1. Передача крутящего момента от коробки передач к ведущему валу раздаточной коробки;
  2. Передача мощности от ведущего вала к межосевому дифференциалу;
  3. Распределение крутящего момента дифференциалом между осями автомобиля;
  4. Передача распределенного момента на мосты.

Межосевой дифференциал играет важную роль в сцеплении и скорости вращения валов. Самый надежный тип раздаточной коробки – шестеренчатый, состоящий из четырех валов с шестернями, которые обеспечивают взаимодействие деталей.

Режимы работы раздаточной коробки

Многие раздаточные коробки управляются через приборную панель автомобиля, а некоторые работают в автоматическом режиме. Основные режимы работы включают:

  • Работа обеих осей с автоматической блокировкой межосевого дифференциала;
  • Активная задняя ось;
  • Пониженная передача: обе оси работают, дифференциал заблокирован;
  • Обе оси работают. Такой режим используется, например, в LADA Niva.