Раздаточная коробка: принцип работы и виды
Раздаточная коробка (раздатка) – важный компонент полноприводного автомобиля. Она играет ключевую роль при движении в сложных условиях и значительно улучшает управляемость автомобиля.
Содержание статьи
- Для чего нужна раздаточная коробка в авто
- Типы раздаточных коробок
- Принцип работы раздатки
- Режимы работы раздаточной коробки
Раздаточная коробка (раздатка) – это ключевой элемент полноприводного автомобиля, который распределяет крутящий момент на все колеса, превращая машину в полноприводное средство передвижения. Она играет значительную роль при движении в труднопроходимых условиях и в целом улучшает управление автомобилем.
Для чего нужна раздаточная коробка в авто
Раздатка установлена в большинстве полноприводных автомобилей. Она передает крутящий момент на все четыре колеса и позволяет регулировать мощность на каждой оси. Функции раздатки включают:
- Обеспечение стабильного движения на малых скоростях и высокой мощности двигателя;
- Улучшение тяговых характеристик с дополнительной коробкой передач;
- Увеличение крутящего момента при подъеме или преодолении тяжелых участков дороги.
Типы раздаточных коробок
Существует четыре основных вида раздаточных коробок:
- Ручные;
- Постоянные (неотключаемые);
- Автоматические;
- Полуавтоматические.
Ручные раздатки требуют управления рычагом, который находится рядом с коробкой передач, и они довольно сложны в эксплуатации.
Постоянные раздатки характеризуются высокой степенью износа, но они просты в использовании и всегда активны. Их устанавливают на автомобили, предназначенные для высокоскоростной езды.
Автоматические раздатки контролируются электронной системой и обеспечивают идеальную управляемость на любом дорожном покрытии, но могут быть подвержены сбоям из-за влажности.
Полуавтоматические раздатки управляются с помощью поворотного переключателя на приборной панели. Их преимущество – простота управления, но они отвлекают водителя от дороги.
Принцип работы раздатки
Раздаточная коробка обычно расположена сразу за коробкой передач. Существуют различные типы раздаток, но принцип их работы схож:
- Передача крутящего момента от коробки передач к ведущему валу раздаточной коробки;
- Передача мощности от ведущего вала к межосевому дифференциалу;
- Распределение крутящего момента дифференциалом между осями автомобиля;
- Передача распределенного момента на мосты.
Межосевой дифференциал играет важную роль в сцеплении и скорости вращения валов. Самый надежный тип раздаточной коробки – шестеренчатый, состоящий из четырех валов с шестернями, которые обеспечивают взаимодействие деталей.
Режимы работы раздаточной коробки
Многие раздаточные коробки управляются через приборную панель автомобиля, а некоторые работают в автоматическом режиме. Основные режимы работы включают:
- Работа обеих осей с автоматической блокировкой межосевого дифференциала;
- Активная задняя ось;
- Пониженная передача: обе оси работают, дифференциал заблокирован;
- Обе оси работают. Такой режим используется, например, в LADA Niva.